суббота, 5 марта 2016 г.

Путешествие из конкурсного танго в аргентинское. И обратно


Как полезно бывает посмотреть на привычные вещи со стороны. И начать делать их иначе.


«Бальная» историческая байка. Вместо вступления.
       Примерно так, как с сексом, в Советском Союзе дело обстояло и с бальным танцем. Его не было. Официально. На самом деле стараниями отдельных энтузиастов бальный танец существовал и даже понемногу развивался. Насколько это было возможно под мощным идеологическим прессингом – бальные танцы ведь считались «буржуазными» со всеми вытекающими последствиями.
      Но однажды (как всегда внезапно!) чиновники обнаружили, что во всём мире, включая социалистические страны, полным ходом идут соревнования, проходят чемпионаты Европы и Мира. По бальным танцам. А в СССР соревноваться некому – уровень танцоров совершенно недостаточен для международных турниров. Было срочно принято решения для поднятия престижа страны – «Превзойти»! И лучшую танцевальную пару Союза отправили в Англию, приняв взамен на стажировку группу балетных исполнителей («…А также в области балета – мы впереди планеты всей!..»). Вот с этой пары, за несколько месяцев достигшей международного уровня мастерства, все и началось. (Кому интересно, как было на самом деле - Чесловас и Юрате Норвайша дважды посылались на стажировку в Англию. Как лучшая пара Союза…)
Открытие социальных танцев.
Аргентинское танго, как откровение.
       Разумеется, в реальности всё могло бы быть по другому. Но байка исчерпывающе объясняла, почему в Советском Союзе не обучали социальным танцам. Только конкурсный танец ввезли из-за «занавеса» - для престижа страны.
       После снятия «замка» с границ бальные танцоры с удивлением обнаружили, что конкурсный танец – это всего лишь малая часть танцевального многообразия. И, кроме международных конкурсных танцев, существует ещё огромное количество других танцевальных стилей и направлений, не менее популярных, чем бальная хореография.
       Что во всём мире люди занимаются танцами в первую очередь для общения и получения удовольствия от процесса, а вовсе не ради побед на конкурсах.
Термин социальный образован от латинского слова socialis  (общественный).

Социальный танец предназначен для общения, налаживания контактов, знакомств и так далее.

       Одним из популярных социальных танцев, удививших «бальников» Советского Союза, было аргентинское танго. Опытные танцоры терялись и даже не могли однозначно классифицировать танец – танго (бальное) относится к европейскому стандарту, стало быть логично и аргентинское туда же. Но, как быть с непохожей ни на что танцевальной стойкой «аргентинцев»? Вернее, целым набором стоек! Хватало и других отличий…
Аргентинское танго отличное! От других…
Ритм:
  • Все бальные танцы жестко привязаны к определённому ритму. Не успеваешь или выпадаешь из ритма – ошибка!
  • В аргентинском танго ритм по сравнению с тем же бальным почти не обозначен… Можешь сделать шаг на один счёт, или два, три. Или вообще не сделать. Остановка во время танца также не считается ошибкой. Для самой музыки аргентинского танго вполне нормально ускорение и замедление мелодии. То есть тангеро, в отличие от бального исполнителя - «счётчика ритмов» двигается так, как ему мелодия подсказывает! Полное ощущение, что ты «поёшь» ногами. В бальных же танцах – просто  «ловишь» ритм и следуешь ему.

Ведение:
  • В танцах европейского стандарта партнёр «ведёт» даму бёдрами.
  • В латиноамериканской программе – руками.
  • В аргентинском танго успешное ведение осуществляется в основном корпусом (одно сердце на двоих), хотя и корпусами партнёры не всегда касаются! Мистика какая-то…
Стойка:
  • Для всего европейского стандарта – одна и та же жесткая «рамка» (для конкурсного танго она более компактна и прочна).
  • Единая стойка и для латиноамериканской программы.
  • В аргентинском танго – ближняя и дальняя позиция, открытое и закрытое объятие и куча промежуточных положений. Можно в танце чередовать все позиции, можно выбрать что-то любимое. Каждый танцует, как ему удобно. Жестких правил нет, одни рекомендации. Просто праздник «обнимашек» какой-то, а не танец!
Цель обучения:
  • Бальные танцы, спортивные и конкурсные - уже давно синонимы. «Бальников» готовят побеждать на конкурсах, похожих на спортивные турниры. И по нагрузкам, и по финансовым затратам.
  • Тангерос осваивают премудрости аргентинского танго для получения удовольствия от самого процесса танцевания и, в массе своей, негативно относятся к соревновательной практике.
Метод обучения:
  • для бальных танцев – изучение всё новых танцевальных фигур, формирование из них более-менее сложной постоянной связки и «полирование» её до полного автоматизма.
  • При обучении аргентинскому танго отдельные фигуры также изучаются. Однако формирование связок не практикуется (разве что для показательных выступлений). Только импровизация!
Программа обучения:
  • Парадокс бального танца – его сравнительно просто преподавать (расписано буквально всё), но отсев из танцевальных групп всё  увеличивается.
  • Первые тангерос Союза учились по фильмам и редким видеозаписям. Сейчас с педагогами и поездками на фестивали танго стало получше, но всё равно найти знающего маэстрос - проблема. Основе аргентинского танго - ведению и следованию, учатся годами и десятилетиями. И не всегда успешно. Тем не менее популярность танго постоянно растёт!
Возраст:
  • Нагрузки в бальных студиях уже давно сравнялись с таковыми в большом спорте, так что спортивные танцы – для молодых. Когда в Советском Союзе бальный танец только зарождался, в него приходили взрослые люди. Затем педагоги стали заниматься с всё более и более юными учениками. С усложнением бальной программы нагрузки всё возрастают - чтобы успеть воспитать чемпионов, приходится начинать занятия всё раньше. Да, существуют группы так называемых «сеньйоров» (танцоров старше 35 лет), но это скорее для повзрослевших «бальников», всё еще желающих соревноваться, а не для новичков.
  • Аргентинское танго – для взрослых. Как можно детей обучить «правильному» объятию? (Из этой же серии вопрос «бальникам» - как дети могут естественно танцевать, к примеру, румбу - танец любви?). Зато предела возраста для аргентинского танго просто не существует. Например, известнейший танцор и преподаватель Густаво Навейра стал изучать танго с 20-ти лет и с тех пор никак не может остановиться в своём стремлении к идеалу. Несмотря на свои 55. Есть примеры танцоров и преподавателей возрастом за 70. И это предел.

Для танца нужно двое:
  • В бальных танцах вечная проблема – наличие партнёра (партнёрши) хорошего танцевального уровня. Причём, если в начале танцевальной карьеры для танцора смена партнёрши – не трагедия (девочек на танцевальных тренировках ВСЕГДА в разы больше мальчиков), то при достижении определённого уровня ситуация меняется. Сколь угодно опытный партнёр не сможет сразу выступать на конкурсах с неподготовленной партнёршей – нужен солидный срок для отработки до автоматизма тех самых танцевальных связок. А для партнёрши остаться без партнёра – почти трагедия, нового найти ой как непросто.
  • В школах аргентинского танго наличие постоянного партнёра необязательно, хотя желательно. Часто практикуется попеременное танцевание  всех мужчин в группе со всеми дамами. В танго основное – научить партнёра вести, а партнёршу – следовать. Набор фигур – это уже вторично. Поэтому на милонге абсолютно незнакомые люди могут стать в пару и, после нескольких шагов на «подстройку», танцевать так, как будто делали это вместе всю жизнь.

        Это далеко не полный перечень отличий между двумя такими разными танго. Главный вывод, который напрашивается после сравнения социального танца и его спортивной компиляции – надо знать историю и не бояться возврата к «корням».

·         Бальным танцам пришло время вспомнить, что они всё-таки ещё и бальные, а не только спортивные.
·         Что физкультурой занимаются миллионы, а спортом – тысячи.
·         Что начальное обучение танцам следует начинать с ведения, а не фигур.
·         Что учить нужно танцоров, а не исполнителей заученных схем.
·         Что просто танцевать могут все, а вот исполнять конкурсный танец на уровне лучших спортсменов – единицы.
·         Главное – танцевать! И танцевать красиво! Не надо бояться нарушить правила, кем-то придуманные для танца. В танце не бывает ошибок. Ошибся – сделай вид, что так и надо и танцуй дальше!

Правила в танце – они ведь придуманы были, чтобы легче было осваивать танец. Они не должны превращаться в оковы:
·         Кто сказал, что мамбо нельзя танцевать «грязно»?
·         Почему бы не станцевать классический балет под музыку Майкла Джексона?
·         Хип-хоп под балетную музыку? Легко!

      В фильме "Танго" есть эпизод, где детей учат аргентинскому танго. В Байросе, где всё пронизано танго, это, наверное, имеет смысл. А вот на просторах xUSSR? Если найдётся педагог, способный увлечь, то ДА! Но я бы детям преподавал основы самых различных стилей, пусть перепробуют их как можно больше! Вдруг попадут «в резонанс» и найдут то самое, свое, родное?

Если мелодичной танцевальной музыкой будет заполнен весь окружающий мир, а люди будут танцевать друг с другом вместо того, чтоб ссориться по мелочам – может так мир спасётся?

make love, not war – уже было…
let's dance, be damned war – переходим на следующий уровень!








Комментариев нет:

Отправить комментарий