вторник, 23 февраля 2016 г.

История аргентинского танго


Как возник и развивался самый интересный танец для двоих



Откуда взялось танго? Где произросло? Где корни сего древа сладкозвучного? Весь мир питал его. И дерево – цветёт!

Самая экзотическая версия
       Есть исследователи, совершенно серьёзно рассматривающие «японский след» в основании танго. Хотя Япония до феодальной революции Мэйдзи – едва ли не самое закрытое на планете государство. К примеру, японским морякам под страхом смертной казни воспрещалось удаляться от «земли богов» далее определённого расстояния, а любые контакты с чужеземцами-гайдзинами были строго лимитированы. Так что рассматривать японские барабаны «Тайко», как фундамент танго – мягко говоря, экстремально!

Испанская версия. (Если быть совсем уж точным – мавританская).
    
     Испания в начале XV века была завоёвана маврами (так тогда звали арабов, а вовсе не чернокожих). Испанские цыгане переняли некоторые танцы победителей (чем-то напоминавшие современный танец живота) и видоизменили их. Так появился Данца Хитано [исп. Danza Gitano], от которого позднее произошло фламенко. После ухода мавров из страны Хитано (или хитанхо) распространился по всей Испании и заодно подсократился в названии – его стали называть просто «танхо».
     С началом активной колонизации и завоевания Южной Америки «танхо» с переселенцами пересекает океан. На бескрайних равнинах ( пампа ) неизведанной земли испанские пастухи пасли и множили стада завезённых из Европы лошадей и крупного рогатого скота, строили селения и рыли каналы, распахивали землю и сажали сады. Их потомков от браков с индейскими женщинами называли «гаучо». В XIX веке эти непревзойдённые наёздники и упрямые крестьяне составляли большинство сельского населения пампасов. Именно они трансформировали «танхо» в милонгу кампера (в буквальном переводе – «сельская» милонга) и самозабвенно отплясывали её на сельских и городских праздниках.
     Любопытно, что именно традиционная одежда гаучо повлияла на стойку в милонге – партнёршу невозможно было обнять иначе, как в районе груди.Штаны Чирипу (широкие мужские брюки из одного куска ткани) просто не оставляли других вариантов.

Негритянская версия.

          Крупные землевладельцы Южной Америки, постепенно захватывающие всё новые и новые земли под сельское хозяйство, стали активно ввозить рабов для работы на плантациях. После того, как столкнулись с дефицитом рабочей силы.
     Коренные индейцы, и, тем более, гаучо для подневольного труда категорически «не годились», потому как не раз на попытки порабощения показывали высокомерным «донам» мать испанского Кузьмы. К конце-концов доны оставили гаучо в покое, переключившись на невольников из Африки.
     Впрочем, американского варианта эксплуатации черных рабов «доны» не практиковали – невольники пользовались определённой свободой. У них даже было время для отдыха и танцев - кандомбе и канженге.
      Некоторые историки танго именно негров считают «прародителями» танца. Судите сами:
  • Известен конголезский танец под названием"ланго",
  • Существует бог нигерийского племени йоруба по имени "шанго",
  • У народности банту употребляются слова "тамгу", означающее танец вообще и «танго», которое в Конго означает "закрытое место", "круг".
  • После начала регулярных набегов работорговцев за живым товаром словом «танго» чернокожие стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль.
     
Но скорее всего первое танго – это смесь культуры гаучо и негров.
Именно от чернокожих, обожающих барабанный бой и низкую музыку, в танец проникли басовые партии хабанеры. Танго стало более насыщенным!

Формирование танго. Период «старой гвардии» (Guardia Vieja)
    
     В 1862 году Аргентина стала единым независимым государством, а Буэнос-Айрес – её столицей. Без удушающего испанского владычества страна расцветала на глазах, стремительно превращаясь в богатейшую территорию Южной Америки. Буэнос-Айрес стал быстро расти и требовать всё новых рабочих рук для новых построек:
  • В 1865 году в городе было сто тысяч жителей.
  • В 1928 – более двух миллионов. Причём большинство – одинокие мужчины-иммигранты.
     В город потоком ехали мужчины из Европы в поисках работы и лучшей жизни. И везли с собой любимые музыкальные инструменты, мелодии, песни и танцы. На новом месте работы хватало всем, правда, платили столько, что мало кто мог себе позволить сразу перевезти в Аргентину своих родных. Так в Байросе (так аргентинцы «сокращали» для удобства название города Буэнос-Айрес) сложилось уникальная среда с переизбытком мужчин (бывало, что на одну даму приходилось до двадцати парней).
       В танго появились специфические танцевальные фигуры, навеянные такой жизнью. Скажем, шаг «краба», базовый для бального танго, является «всего лишь» отражением стойки парня, ведущего ножевой бой. Куча озабоченных мужиков, многие из которых работали на бойнях, частенько споры из-за дам решали привычным способом – с помощью отточенной стали. Правда эта практика быстро прекратилась, ибо тогда выбирали женщины (наверное, впервые в мире!), предпочитая ловких любителей танца - тангерос, а не тупых мясников.       
        Для множества мужчин единственная возможность обнять женщину тогда – это краткие минуты танца с ней. Вот откуда в танго столь мощный эротизм, внешне скрытый сдержанностью и благопристойностью, щемящая грусть и тоска по любимой, трагичность неразделённой и несчастной любви.
Становление танго. «Новая гвардия» (Guardia Nuevo)
       Спрос рождает предложение. Под щедрым денежным дождём истосковавшихся по женскому теплу мужчин в городе появляются и множатся роскошные дома свиданий – настоящие дворцы. Бордели тогда выполняли функции своеобразных культурных центров, дававших приют уличным музыкантам танго и нанимавших их для развлечения ожидавших клиентов и отдыхавших прелестниц. Тангерос, до того танцевавшие в пыли улиц и дворов, или тесноте сомнительных притонов, вдруг получили в своё распоряжение шикарные паркетные полы. Танец сразу стал более техничным. Именно тогда из танговской вольницы выделилось три поджанра – собственно танго, танго-вальс и быстрый забавный танец милонга.
          Появление в 1917 году композиции La Cumparsita считается началом периода «новой гвардии» в истории музыки танго. Для аргентинцев это танго – венец «тангосочинительства». Именно поэтому в качестве сигнала об окончании милонги звучит La Cumparsita, после неё уже ставить нечего, ибо идеальное танго уже прозвучало.
          Примерно в это же время появился первый настоящий певец танго. До него эта музыка было чем-то вроде шутливых уличных частушек, часто весьма фривольных и даже непристойных. Карлос Гардель поднял танго до высокого лирического искусства. Не зря день рождения певца 11 декабря празднуется во всём мире, как Международный день танго. Исключительный голос, природное обаяние, чувство стиля – Гардель показал всему миру, что танго – это «круто».
       Именно Гардель дал толчок волне популярности танго во всём мире и окончательно сформировал его стиль.
       Первый секс-символ новорожденного кинематографа Рудольфо Валентино, когда-то преподавал танго. Во времена немого кинематографа умение красиво двигаться в кадре было решающим. Именно благодаря отменной грации бывший жиголо попал в фильм «Четыре всадника Апокалипсиса». Там он исполнил роль испанофранцуза, в костюме гаучо танцующего танго. На следующий день после премьеры Валентино проснулся суперзвездой, а армия его поклонниц бросилась брать приступом танцзалы, чтобы научится танцевать, как их киноидол.
Началась всемирная тангомания, продлившаяся вплоть до начала «Великой депрессии».
«Золотая эра танго»
             Период с 1937 по 1959 год для танго был поистине райским. Танго звучало повсюду, появилось множество интересных оркестров, экспериментировавших с ритмом и звучанием. В это благословенное для Аргентины время была написана львиная доля всех танго, под которые было так приятно танцевать.
         Именно в этот период закрепилась традиция танго-вечеринок (милонг) со своими неписанными правилами и ритуалами – приглашением взглядом (кабесео), танго сетами (четыре танго подряд с одним партнёром) и так далее.
Закат танго
       В 1955 году к власти в Аргентине в результате военного переворота пришли военные, которые стали «закручивать гайки» везде, куда могли дотянуться. Танго ими категорически не приветствовалось, как повод для собрания большого количества народа. Количество милонг стало стремительно сокращаться.
      После 1960 года случилось неизбежное – в Аргентину мутным потоком хлынула американская массовая культура.  Молодёжь увлеклась чужеродным джазом, свингом, низкопробной «попсой» и потеряла интерес к музыке Аргентины. Нет интереса публики – нет работы для музыкантов. Большинство танго-оркестров распались или собирались вместе только ради эпизодических заказов для радио, телевидения или различных шоу.
Возрождение танго.
Если не можешь победить врага – возглавь его!
        Возрождение танго связано с именем выдающегося мастера бандонеона Астора Пьяццоллы.
       Он родился в Аргентине, но детство провёл в Нью-Йорке. Профессионально учился игре на аккордеоне и фортепиано, по приглашению Гарделя пробовал себя в кино, полюбил классическую музыку и джаз.
       С 1937 вернулся в Аргентину, где много играл с различными танго-оркестрами. Стал искать свой собственный стиль, экспериментировал с аранжировкой классической музыки под аккордеон.
     Даже в период расцвета танго – не более чем красивая танцевальная музыка, несерьёзный стиль! Пьяццолла сумел создать новые музыкальные формы на базе традиционного танго, классической музыки и её инструментов – симфонии, оратории и так далее. В его руках бандонеон становится инструментом для исполнения серьёзной музыки. Танго от Пьяццоллы зазвучало по всему миру, спровоцировав новую волну интереса к танго.
       
       В 90-е годы в Буэнос-Айресе талантливые танцоры и преподаватели танго Густаво Навейра и Фабиан Салас основали так называемую "Группу исследователей танго". Позднее на её базе возник всемирный ежегодный фестиваль аргентинского танго Cosmotango
. Они стали преподавать классическое каноническое танго нетрадиционными методами, широко применяя заимствования движений из других популярных танцев (свинга, сальсы и так далее).
          Новое звучание и новое исполнение позднее назовут новым стилем танго - Танго нуэво, хотя Навейра и Салас указывали, что то что они делают – просто естественное развитие танго.   
         Возрождение популярности танго было отражено и в «важнейшем из искусств» – кинематографе:
1992  – «Запах женщины» с Аль Пачино в главной роли. Двухминутный танцевальный эпизод репетировался в течение двух месяцев. Для множества зрителей фильм стал толчком к началу изучения танго.
1997 – «Уроки танго» (исп. «La lección de tango») Салли Поттер (автор сценария, режиссёр и главная героиня). Культовый фильм для тангоманов всего мира. Основатели танго-нуэво играют сами себя!
1998 - «Танго» (исп. «Tango, no me dejes nunca») — фильм режиссёра Карлоса Саура. Одно из самых дорогих в истории аргентинского кинематографа представление истинного танго всему миру.

       Сейчас популярность аргентинского танго растёт во всём мире. Всё больше людей открывают для себя этот уникальный танец. Возможно, именно танго спасёт мир?
Как говорил слепой герой фильма «Запах женщины»:
        В танго не бывает ошибок. Не то что в жизни. Это очень просто, поэтому танго — такой замечательный танец. Ошибаешься — сделай вид, что так и надо, и танцуй дальше.






















Комментариев нет:

Отправить комментарий