вторник, 12 мая 2015 г.

История бальной румбы


Бальная румба – от дансона до интернационального стиля 




Совсем немного истории. Или почему во всём мире столько индейцев.

В конце XV века (точнее 13 октября 1492 года) Христофор Колумб достиг берегов «Западной Индии». Как он думал. На самом деле его флот наткнулся на новый континент, позднее названный Америкой. Но это было обнаружено намного позднее. А пока новую землю и группу сопутствующих островов нарекли Вест-Индией, а туземцев, соответственно, индейцами.
Крупнейшим островом из кучки захваченных клочков суши оказалась Куба, из-за своего удобного положения быстро превратившаяся в центр испанской колонизации Нового Света.

Негры – это не только рабский труд. Но и много музыки и плясок.

Испанцы столь рьяно «отцивилизовали» (очистили от непокорных) Кубу, что пришлось завозить рабочую силу из Африки – не самим же вкалывать! Караваны работорговцев разгружались на Кубе столетиями – с 1513 по 1860 год. Затем несколько десятилетий рабы постепенно обретали свободу одновременно с уменьшением испанского влияния в Вест-Индии. А официально рабство было отменено лишь в 1886 году.

Интересно, что именно в конце XIX века музыка Кубы стала приобретать необычные черты. Причин оказалось несколько:
  • Ослабела, а затем и полностью развалилась рабовладельческая система.

  • Негры на Кубе смогли сохранить культуру, язык и обычаи Чёрного континента.

  • Рабам на острове проще было получить свободу, чем, например, в Америке.

  • Свободный негр пользовался почти теми же правами, что и белый. В отличие от Америки, где он продолжал считаться третьесортной пародией на человека, даже обретя свободу.

  • Запрет на «чистые» профессии для негров. За исключением музыки и танцев!

На Кубе музыкантов вечно не хватало. Настолько, что даже в церквях играли светские исполнители. В такой ситуации уже никого не интересовало какого «цвета» хороший музыкант. Тем более танцор – ещё никому из европейцев не удавалось «переплясать» подвижных, как ртуть, чернокожих. У них не было Средних веков, когда и за меньший грех предавали «очистительному» огню. Итог - большинство в рядах «развлекальщиков» Кубы очень скоро заняли свободные негры.

Дансон

Чернокожие музыканты и танцоры, освоившие европейские музыкальные инструменты и хореографию, немедленно начали вносить в них изменения и усовершенствования. Когда французские колонисты, бежав с Гаити, появились на Кубе, они представили белому обществу танец своей европейской родины – контрданс. Негритянские исполнители моментально переняли завезённый танец, добавив в него собственной живости и ритмичности. Так появился дансон или просто «танец» (испанское слово «дансон» и значит - «танец»). Примерно до 1920 года дансон был чем-то вроде визитной карточкой Кубы, её национальным «Танцем».

Сон

Одновременно с распадом рабовладения на Кубе уходит в небытие и расовая сегрегация. Если ранее чернокожие жили отдельно от белых господ в кварталах бедноты, то с бегством последних непримиримых плантаторов, все расы на Кубе перемешались. Одновременно канул в небытие «господский» дансон бальных залов и салонов. Ему на смену явился простонародный сон (так называли ранее неопределённые и разнообразные формы народной танцевальной музыки).
Коренное отличие сона от дансона – невероятное богатство используемых ударных инструментов и сложность ритмов. Сон мог вообще обходиться без музыкальных инструментов. Но не без невероятного количества самых разнообразных «стучалок», «бренчалок» и «свистелок»! Именно сон стал широко использовать полиритмию – когда внутри основного ритма пульсирует ещё один или несколько вспомогательных.

Румба на Кубе.
Принцип полиритмии сона был позаимствован жителями урбанизированной части Кубы. В Гаване и Матансасе в рабочих кварталах освобождённые рабы пели и танцевали мотивы и мелодии, бережно сохранённые поколениями невольников. Субкультура «старых песен и танцев» на «сонный» лад называлась румбой. Наиболее известны сейчас три танца субкультуры румбы:
  • Гуагуанко
  • Ямбу
  • Колумбия
На самом деле их было и есть значительно больше – в каждой деревне и каждом городском квартале есть свои особенности исполнения румбы.

Американский вариант – квадратная румба.
Упрощённый (можно даже сказать «примитивный») вариант исполнения румбы перекочевал вместе с кубинскими танцорами и музыкантами на американское побережье. Во времена Батисты Куба была для всей Америки чем-то вроде гибрида роскошного дачного домика, казино и борделя. На Кубу ездили отдыхать, развлекаться, делать бизнес, а также танцевать. Полюбившиеся песни многие американцы желали слушать и дома. Как и танцевать кубинские танцы. Но начало всеамериканской «румбамании» положил фильм «Румба» (сюжет по-голливудски слащав и примитивен – танцор с помощью танца «охмурил» богатенькую любительницу потанцевать). Спрос на кубинские танцы и музыку взлетел до небес и несколько «остыл» лишь с вступлением Америки в Войну.

Английский вариант румбы – стандартизируй это!
Новый, набирающий популярность танец просто не мог пройти мимо законодателей европейской танцевальной моды! В 1947 году Гавану посетил Пьер Лавелль (Pierre Lavelle), известный преподаватель латиноамериканских танцев из Англии. Результатом его хореографических изысканий мы наслаждаемся и по сей день. Стратегическое отличие его интерпретации кубинского «народного творчества» от американской версии – акцент в танце смещается с шага на движение бёдер. Это достигается более точным обыгрыванием ритма:
  • В американской (квадратной румбе) на «раз» делается шаг.
  • В английской версии (позднее – интернациональной) счёт «раз» зарезервирован для мягкого эротичного движения бедром.
То есть в квадратной румбе больше ходьбы, а в интернациональной – эротики.

Такая «откровенность» далеко не всем нравилась и споры о «вульгарности» румбы продолжались вплоть до 1955 года. Всё это время Пьер и Дорис Лавелл много выступали с показательными выступлениями и уроками «истинной» кубинской румбы в Лондоне, пока, наконец, не убедили большинство танцевальных бюрократов в ценности своего «детища». Румба была стандартизирована и стала преподаваться по всему миру, исполняться и развиваться на соревнованиях и танцзалах.
Оригинальный неспешный ритм танца буквально провоцировал танцоров и хореографов самовыражаться в поддержках, шпагатах, соблазнительных позах и трюках. Пришлось даже вводить ограничения на «акробатику» из соображений безопасности для соревнующихся. «Трюкачество», казалось, вообще скоро похоронит румбу под слоем пафосных поз. Однако этого, к счастью не произошло. Всеобщего признания и высших наград в танцевальном спорте неизменно добиваются исполнители, мастерски обыгрывающие ритм и характер танца. Такими были, например, многократные чемпионы мира Donnie Burns & Gaynor Fairweather.
Создаваемое настроение ценнее высоты поддержки или подъёма ноги!
Румба – это далеко не только трюки!
Красивого и нежного вам танца любви!
Танцуйте чувства, а не гимнастику – зрители и судьи это непременно оценят!
 


















Комментариев нет:

Отправить комментарий